Методическая работа в колледже направлена на решение задач по повышению качества подготовки выпускников на основе комплексного подхода к совершенствованию преподавания, содержания, организации и методов обучения. Методическая работа это целостная и непрерывная деятельность по созданию творческой образовательной среды путем повышения профессионализма педагогических кадров, совершенствования содержания, структуры и организации подготовки специалистов. Методическая работа предусматривает формирование и развитие профессиональных качеств педагогических работников, повышение их профессионального мастерства. Основными условиями организации методической деятельности, построения адаптивной модели методической работы и управления ею в колледже являются:
- максимальный учет социального заказа на образовательные услуги и личностно- ориентированное построение деятельности педагогов в различных структурах методической модели;
- рассмотрение положительного опыта методической работы каждого члена педагогического коллектива как основы в построении общей системы методической работы в колледже.
Руководство всеми направлениями методической работы в колледже осуществляет директор. Координацию и управление методической работой в колледже ведет ответственный за методическое направление. Коллегиальными органами, призванными осуществлять учебно-методическое обеспечение образовательной программы среднего профессионального образования; контроль за выполнением требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), являются предметно- цикловые комиссии (ПЦК), деятельность которых определяется Положением об организации работы предметно-цикловой комиссии ГАПОУ УКГП.
Целью методической работы в колледже является развитие кадрового потенциала как условия, обеспечивающего научно-методическое сопровождение развития содержания профессиональных образовательных программ и новый качественный результат образования.
Задачами методической работы являются:
– использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.п. в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся;
- разработка методического сопровождения процесса подготовки выпускников и внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплексов в соответствие с требованиями ФГОС;
- активизация инновационной деятельности педагогических работников по обновлению содержания обучения;
- повышение профессионально-педагогической компетентности преподавателей.
Содержание методической работы обеспечивает реализацию ее целей и задач по выполнению учебного плана колледжа и программы развития в соответствии с современными требованиями и формируется на основе:
– глубокого изучения и понимания законов Российской Федерации, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования Республики Башкортостан, Устава колледжа, внутриколледжных приказов и других локальных актов;
- анализа диагностических данных, позволяющего определить, уточнить или сформулировать основные задачи и проблемы методической работы, перспективы развития отдельных структур и методической работы в целом;
- использования в образовательной практике колледжа и в организации методической работы современных технологий, методов, форм и видов обучения, воспитания и управления.
Основными формами методической работы в колледже являются коллективная и индивидуальная деятельность. Содержание коллективной методической работы:
- заседания Педагогического совета;
- заседания предметно-цикловых комиссий колледжа;
- семинары; мастер-классы;
Содержание индивидуальной методической работы:
- непрерывное самообразование, изучение научной, учебной и методической литературы;
- повышение квалификации (курсы, стажировки и др.);
- получение дополнительного (второго) высшего образования;
- участие в профессиональных конкурсах;
- разработка учебно-методического оснащения дисциплины;
- разработка и изготовление наглядных пособий и технических средств обучения;
- взаимопосещения, открытые уроки.
Учалинский колледж горной промышленности сделал ставку на инновационную модель образования. Это выразилось в введении в учебный процесс современных методик и технологий обучения. Используя современные педагогические технологии, педагоги применяют в своей практике такие прогрессивные методы, как: развивающее обучение с использованием технологии коллективной мыслительной деятельности, компьютерные технологии. На базе этих технологий разработана личностно-ориентированная система инновационной деятельности колледжа. Помимо этих технологий нашли свое применение:
-развивающее обучение
-коллективная система обучения(КСО)
-технология решения исследовательских задач(ТРИЗ)
-исследовательские и проектные методы
-технология модульного и блочно-модульного обучения
-технология «дебаты»
-здоровье сберегающие технологии
-технологии интерактивного и дистанционного обучения
-технология развития критического мышления и др.
В образовательный процесс также внедрились мультимедийные средства в виде автоматизированного рабочего места преподавателя, интернет-тестирование студентов.
Новые возможности для обмена опытом открыло виртуальное общение. Постоянное неформальное общение с педагогами на сайтах, участие в форумах позволяет получить ответы на многие вопросы, связанные с внедрением в образовательный процесс современных технологий обучения.
Одним из важных направлений инновационного образования стала научно-исследовательская и проектная деятельность студентов, возглавляемая преподавателями.